Задать вопрос
Вернуться назад

Как Христос мог молиться Отцу, если Сам является Богом?

Матфий
29 июн 2025
100
Как Христос мог молиться Отцу, если Сам является Богом?
Здравствуйте! У меня такой вопрос:
Если Христос говорит, что Он и Отец одно, то как же он молится Отцу? Как Он упоминает Отца в проповеди? И апостол Павел пишет: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени...» Как это возможно, если Христос и есть Единый Бог? И если говорить, что Отец, Сын и Святой Дух едины по природе, но разные в лицах, нельзя ли назвать это многобожием? Ведь у язычников боги тоже имеют божественную природу, но разные лица.
С глубочайшим уважением,
Матфий.
Аудио ответ
Ответы монахов
Ответ Иеромонаха Григория (Матрусова)

Здравствуйте, Матфий. Спасибо за вопрос, очень важный вопрос, который на протяжении двух тысяч лет христиане себе задают.

Здесь вопрос в том, что мы говорим о Троице и говорим о Лицах Святой Троицы. Прежде всего нужно сказать: Бог непознаваем. Сама формулировка «Бог — Троица» — это уже непостижимо нашему сознанию. Мы можем рационально рассуждать, проводить аналогии, но то, как устроена Божественная жизнь, не доступно человеку. Только в той мере, в какой Сам Господь открывает.

То же самое касается и Иисуса Христа, Бога и Человека, второго Лица Святой Троицы. Ваш вопрос: как Христос мог молиться Отцу, если Он Сам Бог? Как же Он говорит: «Я и Отец — едино»?

Если кратко: Христос — совершенный Бог и совершенный Человек. У Него одна Личность, но две природы. Будучи Человеком, Он молится Отцу, а будучи Богом — единосущен Отцу. Вот и всё. 

Такое объяснение упрощённое, но оно и есть правильное, хотя не всегда удовлетворяет человеческое любопытство и логику — потому что эта тайна вне человеческого ума. Поэтому тем, кто хочет углубиться, стоит обратиться к трудам, например: свт. Григория Богослова «Слова о Святой Троице», Владимира Лосского «Мистическое богословие Восточной Церкви».

В этих трудах эти вопросы более подробно рассматриваются. Но, чтобы понять, нужно, прежде всего, изучать ту богословскую литературу, которая у нас есть, — а она довольно обширная. 

Второе — нужно просить Господа, чтобы Он Сам дал разумение. 

Третье условие — нужно подходить не со стандартами человеческой логики и нашей гордыни, когда мы говорим: если я не понимаю, то я и не принимаю. Такие подходы не работают в отношении богословия. Нужно подходить максимально смиренно, понимая и осознавая то, что наше сознание крайне ограничено: мы не понимаем большинства вещей того мира, который нас окружает — устройства, организма человеческого и так далее. 

Многие учёные над этим работают, но приходят к выводу, что возможности человеческого разума очень ограничены даже перед тварным миром, который мы видим, не говоря уже о том, о чём мы сказали: о Божественной природе, о тайне Божественной жизни, о тайне Божественных Ипостасей.

А по поводу языческих богов — тут, собственно, и обсуждать нечего. Это или вымысел, или уже влияние злых духов, которые хотят сбить человека с истинного пути. Если вас интересует сравнение с другими религиями, то можно послушать лекции Алексея Ильича Осипова — он это разбирает.

Это вопрос догматического богословия и христологии. Вот поэтому, если вам интересно, то можете открывать книги по догматическому богословию, по отделу христологии. И хорошая книга — «Догматическое богословие» протеерея Олега Давыденкова, современный наш автор. 

Божией помощи вам и благословения!

Вернуться назад
Поиск по сайту