игумена Гермогена
Здравствуйте. Хороший вопрос. Священник вам рекомендовал читать труды владыки митрополита Антония Сурожского. Ну вот здесь как раз очень важно первое ваше, собственно, утверждение или, скажем так, первое предложение, в котором нужно разобраться. Если речь идёт о духовнике, то мы стараемся следовать и исполнять то, что нам духовник рекомендует или благословляет.
При этом совершенно очевидно, что если что-то нам не нравится или не получается в таком отношении, то можно пойти и сказать: «Батюшка, вот я начала читать, но мне не очень, не очень близок этот стиль или содержание, или изложение, или ещё что-то. Если благословите, я вот буду читать святителя Феофана Затворника». Но чаще всего духовник не будет вам возражать или навязывать какого-то одного автора, потому что у нас очень много в нашей православной традиции. Как вы знаете, сейчас есть доступ к многочисленным авторам и святым отцам Древней Церкви и современным авторам.
Выбор очень большой. Поэтому, конечно, вряд ли священник будет вас так заставлять и принуждать к чтению какого-то определённого автора. То, что вам даётся с большим трудом, опять же, ведь каждый человек индивидуален, и поэтому, с одной стороны, тот, кто говорит, он индивидуален, и с другой стороны, тот, кто слушает, индивидуален. Поэтому для одного подходит более строгий стиль изложения, кому-то, скажем, более разговорный стиль подходит. И по содержанию духовный опыт у всех людей разный. Поэтому здесь ничем смущаться не стоит, потому что Евангелие у нас одно, а уже то, как мы исполняем, то, как мы в своей жизни действуем, есть разные дорожки к Богу.
Можно привести яркие примеры: преподобный Иосиф Волоцкий, Нил Сорский. Один был поборником нестяжания, а другой считал, что монастыри должны быть большими хозяйствами с развитой инфраструктурой. Мы знаем, что есть общежительное монашество, есть отшельническое монашество. Поэтому никоим образом не надо смущаться. Если вам не подходит стиль владыки Антония Сурожского, то, конечно, читайте Феофана Затворника.
А если, уже возвращаясь к тому, с чего мы начали говорить, этот священник, который вам рекомендовал, не является вашим духовником, то оно, как вы правильно сказали, это рекомендация. Она ни в коем образом не является обязательной к исполнению. Рекомендация на то и есть рекомендация, что мы можем следовать ей, а можем не следовать.
Вот если вам было категорически сказано: «Вот, ты должна прочитать эту книгу и потом сдать экзамен», это другой вопрос. Уже можно, так сказать, за послушание это сделать. Если так не было сказано, а просто: «Ну, вот хорошо бы почитать, почитай», — из самого высказывания, из общения, я думаю, вы поняли, насколько это было обязательно или не обязательно. А повиноваться наставникам, скажем, не надо вещи воспринимать буквально. Главное, в чём мы должны повиноваться наставникам, это стараться исполнять заповеди Божия. Это самое главное, чего наши наставники от нас хотят. А всё остальное уже является второстепенным. Поэтому, если мы исполняем заповедь Божия, это самое главное.
И опять же повторюсь: вот эти отношения, если у вас это отношение духовник и духовное чадо (что сейчас довольно редко встречается), то это один разговор. Надо стремиться тогда исполнять это послушание, если мы берём благословение такое. А если это отношение просто, условно говоря, к священнику, которому вы исповедуетесь, или просто к священнику, у которого вы спросили совет, то это уже совершенно другой вопрос. И рекомендации не имеют такого обязательного характера. Поэтому не переживайте и, на мой взгляд, можете с лёгкой душой читать тех святых отцов, которые вам ближе. Святитель Феофан Затворник у нас прославлен и считается классиком духовной жизни. У владыки Антония замечательные проповеди и свой стиль, но кому-то он может не подходить. Поэтому не переживайте. Божьей помощи.