Задать вопрос
Вернуться назад

Ощутил, что слукавил на исповеди, стоит ли снова идти к батюшке?

12 окт 2025
166
Ощутил, что слукавил на исповеди, стоит ли снова идти к батюшке?
Христос Воскресе! Здравствуйте, отче.

К сожалению, несмотря на то, что давно посещаю храм и участвую в Таинствах Церкви, сейчас не имею физической возможности задать вопрос своему духовнику, поэтому решил задать его Вам. Ситуация следующая: у меня был обнаружен ВПЧ (папилломавирус человека).  Всем людям, кого я мог заразить, я сообщил об этом, принес извинения, предложил помощь, если что-то будет необходимо. На Исповеди так и сказал об этом, но на вопрос батюшки, смертельна ли болезнь, я ответил что нет, да и вообще отвечал скомкано и неважно( заранее лукавить я, конечно, не собирался). Хотя, строго говоря это не правда, ведь, пусть и считанные доли процента, но некоторые люди могут получить смертельные осложнения в виде онкологии от данного вируса. Через какое-то время в связи с этим начал сомневаться, что такая Исповедь Господу не была угодна и не была принята.

Суть вопроса: с одной стороны можно повторно исповедоваться и успокоиться. С другой я начинаю беспокоиться по поводу формализации Исповеди и думаю, что если принять эти мысли о повторном исповедании за чистую монету, если стремиться каждый раз сформулировать все так, чтобы "успокоиться", то со временем она станет мелочной психологической рефлексией, вместо предстояния перед Господом. Думаю, что настоящим сокрытием греха является то, когда я намеренно, не сожалея и грехе или зная что не буду бороться с ним, не произношу его. Если же я понимаю что хочу избавиться от греха и называю саму суть греха верно, то всевозможное ложное смущение, ненамеренные и сознательно непланируемые неточности лукавство, которые так или иначе всегда сопровождают Исповедь стоит считать помыслами и маловерием скорее, с которыми нужно бороться соответствуюшими методами, как пост и молитва, а не постоянно проговаривать их на Исповеди, по сути и превращая ее в лучшим случае в откровение помыслов, в худшем в подобие психоанализа.

Есть ли в данных рассуждениях здравое зерно, или это ложных ход мыслей? Заранее благодарен за уделенное моему вопросу время. Пусть Господь благословит Вас!
Аудио ответ
Ответы монахов
Ответ Иеромонаха Григория (Матрусова)

Здравствуйте! Воистину Воскресе, хотя мы вышли из периода пасхального. Видимо, ваш вопрос до нас дошёл с опозданием, но он своей актуальности не теряет. Тем не менее, очень важные вы аспекты затрагиваете.

На мой взгляд, то, что вы здесь изложили, собственно, то, что произошло с вами: был обнаружен вирус, и вы об этом не знали, и людям потом сообщили. На мой взгляд, это не является грехом. Как он у вас оказался, это другой вопрос, и мы этого не знаем. Собственно, то, что вы могли невольно заразить кого-то, это, опять же скажу, не является грехом.

То, что произошло на исповеди, что вы решили бы его исповедовать как грех, это совершенно неплохо. Всё, что нас смущает или в чём мы сомневаемся, мы приносим Господу, открываем перед священниками и духовниками. Иногда даже перестраховываемся, и это тоже неплохо.

Но вот вы сами уточняете, и здесь уже однозначно можно сказать: то, что вас постигло, когда батюшка спросил, и вы начали смущённо и скомканно отвечать, хотя вы говорите, что заранее не хотели лукавить, но то, что это было лукавство, сомнений нет. Вы не смогли говорить откровенно, вас что-то смутило, и вы начали лукавить. Это был вид лукавства.

Поэтому, на мой взгляд, нужно пойти на исповедь к батюшке и сказать: «Да, у меня была исповедь, но я слукавил невольно, не подготовился, не собирался, но так получилось». Это вас смущает, и справедливо смущает. Потому что мы не лукавим перед батюшкой, а в итоге перед Господом, Который видит всё. Господь зрит наше сердце, и даже малое лукавство отражается на качестве нашей исповеди. 

На исповеди главное — говорить от сердца, как перед Богом, а не как перед священником. Мы приходим на исповедь не чтобы успокоиться, а чтобы изменить свою жизнь. Поэтому ваши мысли частично здравые, но выводы вы делаете неправильные. На исповеди мы говорим Господу, а священник только свидетель. И если есть внутреннее лукавство, оно проявится: в формулировках, в скомканности, в недоговорённости, сознательной или нет. Всё это будет сказываться на духовной пользе.

Если мы приходим к врачу, чтобы получить лечение, нет смысла скрывать болезнь. Иначе совет может быть неправильным. Так же и с исповедью: неполноценная исповедь не принесёт полного очищения и облегчения. Каждая исповедь должна быть желанием не только облегчить душу, но и принять решение больше не повторять грех. Это несовместимо с любым видом лукавства. Поэтому помоги вам Господи разобраться со своими чувствами, увидеть, где вы были правы, а где началась человеческая слабость. В этой слабости, в этом лукавстве стоит покаяться и вам будет легко на душе.

Помоги вам Господи!

Вернуться назад
Поиск по сайту