Задать вопрос
Вернуться назад

Смертные, но мелкие грехи, которые проявлялись в мыслях на долю секунды являются ли смертными? Если был смертный грех, но на доли секунды, то можно ли смягчить его на исповеди, чтобы священники не подумали, что ты страшный грешник?

Иван
18 июл 2025
76
Смертные, но мелкие грехи, которые проявлялись в мыслях на долю секунды являются ли смертными? Если был смертный грех, но на доли секунды, то можно ли смягчить его на исповеди, чтобы священники не подумали, что ты страшный грешник?
Здравствуйте! Сегодня был на исповеди перед причастием и говорил священнику свои грехи. Правда из них было много смертных и просто не хороших такие как: рукоблудие, гордыня, гнев и тд. Священник спросил меня когда я последний раз причащался? Я ответил ему что неделю назад. Он тогда сказал мне что зачем я причащаюсь если все равно грешу и не помогает мне причастие при том что из грехов много смертных. Я с ним абсолютно согласен но меня смутило по поводу смертных грехов. Понятно, что блуд, рукоблудие и тд., я делаю во всей красе и это точно будет считаться смертным грехом. Но вот про другие смертные грехи к примеру такие как гордыня или алчность. Я их проявляю совершенно не в полной силе. Давайте приведу пример с гордыней: к примеру если я скажу: «Зачем он сделал так если можно было сделать как я, это было бы намного лучше мне кажется». Вот это гордыня, но разве считается она смертной? Ведь она отличается от гордыни сатаны во много раз. Или же давайте приведем пример с алчностью: Дали тарелку с едой, ты сказал: «спасибо», а в мыслях проговорил: «что же мне так мало дали?» Это является алчностью, но разве тоже смертной?, я же не хочу иметь весь мир.  

И такие мысли и ситуации случаются практически каждый день и за неделю обязательно. Я даже перестал следить за этими ситуациями, так как их очень много и я просто на автомате на исповеди говорю смертные грехи, потому что они могли бы быть на долю секунды в мыслях. Если же я не скажу это будет похоже на то, что я умолк о грехе, а это тоже неправильно. А вот к священнику на исповедь теперь идти страшно, потому что благодаря таким мелким ситуациям в мыслях у меня получается все смертные грехи есть. Но ведь дело в том, что они в неполном размере и разве тогда они могут являться смертными? А иногда я даже не могу понять совершил ли я этот грех или нет и тогда просто решаю сказать его на исповеди, даже если не совершил его. И из этого всего текста давайте подведем итоговый вопрос: Смертные, но мелкие грехи, которые может быть проявлялись в мыслях на долю секунды являются ли смертными и такими уж страшными? И если ты проявлял смертный грех не во всей красе, то как можно смягчить его на исповеди, чтобы священники не подумали, что ты какой-нибудь страшный грешник, которому не помогает причастие?
Аудио ответ
Ответы монахов
Ответ Игумена Гермогена

Здравствуйте! Прежде всего я хочу вам сказать, что разделение на смертные грехи и несмертные — достаточно условное. Действительно, вопрос всегда стоит в тяжести согрешения.

Вот, например, гордыня. Одно дело — когда под её воздействием мы совершаем тяжёлый грех, и совсем другое — когда просто в мыслях кого-то осудили. Совершенно разная тяжесть греха. Или блуд: одно — когда вы соблудили с кем-то, другое — когда просто в мыслях мелькнула греховная блудная мысль, которую вы приняли и даже ей усладились. И в том, и в другом случае мы поддались греху, но ответственность разная. Поэтому всегда надо смотреть в корень греха. Вы говорите про гордыню, а гордыня — это вообще основа всех грехов. Даже в самом невинном своём проявлении она требует исповеди.

Что касается остальных грехов, о которых вы пишете, понятно, что сразу, скажем, за неделю вы не сможете избавиться от них — и за год, и даже за два или три. Особенно если это тяжёлые, так называемые «смертные» грехи. Если вы, например, раньше постоянно блудили, то от грубого блуда нужно отказаться сразу. А всё остальное — постепенно изживается из человека.

Помните, как у Чехова: «надо по капле выдавливать из себя раба»? Так и с грехом. Его тоже надо по капле из себя выдавливать. Не получится сразу: поисповедовались, причастились — и стали святым. Конечно, пройдёт какое-то время, где-то не хватит сил, и человек снова впадёт в грех. Тогда снова нужно идти и исповедоваться. И в этом нет ничего страшного.

Вы спрашиваете: надо ли смягчать грех на исповеди, чтобы священник не подумал, что вы страшный грешник и что причастие вам не помогает? Нет, ничего не нужно смягчать. Нормальный священник никогда так не подумает. А если вы увидите, что подумал — или даже сказал — значит, не надо ходить к этому священнику на исповедь. Ходите к нормальному священнику. Он как врач: понимает, что болезнь не лечится сразу, что от исповеди к исповеди должны быть какие-то достижения. Человек должен избавляться от той или иной дурной привычки или греха хотя бы понемногу. Чтобы, скажем, этот грех совершался уже реже, если совсем нет сил от него удержаться. Или чтобы интервалы между падениями становились всё больше.

Например, раньше человек грешил, не задумываясь. А потом, когда начал этот грех исповедовать, всё реже и с большими промежутками начинает в него впадать. То есть должна быть прогрессия в исправлении. И перед тем как снова согрешить, вы уже будете думать. Подумаете: «Это повредит моей душе. Я потом пойду на исповедь — и мне будет стыдно». Вот так надо исповедоваться, так надо исправляться.

Главное — не превращать все это в автоматизм. Когда человек автоматически грешит, не задумываясь, а потом так же автоматически называет этот грех на исповеди — это неправильно. Надо думать о грехе до его совершения. Именно тогда, во многих случаях, удастся удержаться.

Так что желаю вам помощи Божией. Исправляйтесь, исповедуйтесь подробнее, и не бойтесь, что священник подумает о вас плохо. Что вы — грешник. Мы все грешники. А причастие в любом случае помогает. Господь благодатно посещает нас и исцеляет душу. Но если после Причастия мы снова впадаем в грех, живём как прежде, то эту благодать теряем. И снова возвращаемся, как говорится в Писании, в свою «греховную блевотину».

Поэтому желаю вам сил на исправление. Исповедуйтесь, не отчаивайтесь, причащайтесь и идите по пути спасения.

Вернуться назад
Поиск по сайту