
Иеромонаха Григория (Матрусова)

Здравствуйте! Дело в том, что, конечно, технологии развиваются, наш мир не стоит на месте. И так или иначе, человек принимает некоторые технологии, адаптируется к новым условиям жизни. И вот уже довольно прочно вошли в наш мир.
Эти технологии, в том числе и прежде всего, если брать уже молитву, — это те аудиозаписи, которые предлагаются, распространяются. Они распространяются и в храмах, монастырях, но можно и найти их в интернете. И что здесь можно сказать? Безусловно, есть такое понятие, когда человек, как и ребёнок, сначала начинает ползать, потом начинает потихонечку ходить, спотыкаясь, потом уверенно ходит.
В какой-то момент, бывает, люди стареют, начинают с палочками ходить, если повреждают ногу — им приходится ходить на костылях. Вот, наверное, в этом смысле можно сравнить человека-христианина. Тот, кто умеет молиться по-настоящему, ему не нужна никакая опора, у него молитва идёт из сердца. Ему не нужны ни палочки, ни костыли, ни аудио — оно будет даже скорее мешать, как здоровому человеку, если дать костыли — он будет неловко себя чувствовать с ними. А вот человек, у которого болит нога, не сможет идти без костылей.
Вот, наверное, так и мы. Большинство из нас немножко в духовном плане «хромые», и мы все используем те или иные «подпорочки». Например, большинство людей, которые с детства ходят в храм, знают утренние и вечерние молитвы наизусть — им не нужна такая поддержка. Есть благочестивые люди, которые, читая каждый день тот или иной Акафист, выучивают его наизусть — и уже Акафист хранится в сердце.
Желательно, конечно, выучивать и несколько глав Евангелия, чтобы они были всегда с собой. Но если такой возможности нет, то, безусловно, можно и нужно использовать те средства, которые у нас есть — подручные, так называемые духовные подпорки: аудиозаписи, видеозаписи, тексты. И в этом случае, конечно, будет считаться молитвой такое обращение к Богу, если это не становится механическим.
Если мы от сердца, через сердце пропускаем, если не просто слушаем фоном ту или иную запись, а если присоединяемся к читаемым молитвам — это становится нашей молитвой. Наш ум не рассеивается, наше сердце собрано и обращено к Богу — то, конечно, это считается молитвой. Поэтому часто приходится людям, кто проводит много времени в машине, слушать Акафисты, песнопения.
Конечно, это лучше, чем слушать музыку, которая может утомлять и рассеивать. Есть возможность слушать Акафисты, Евангелие, Псалтирь. Единственное, что здесь, конечно, есть сложность: если это происходит регулярно, то у человека входит в привычку, и по естественной природе человек начинает отвлекаться на посторонние мысли, на дорогу и так далее.
Но если человек старается, прилагает усилия, концентрируется — то, конечно, это молитва. Поэтому не смущайтесь, молитесь. Лучше молиться так, чем не молиться вообще. И главное — чтобы сердце участвовало, и ум не рассеивался.
А остальное — всё это уже не так важно. Божьей помощи вам, Господи, помоги вам.