
Иеромонаха Григория (Матрусова)

Уважаемый Андрей, здравствуйте! Спасибо за Ваш вопрос, Ваши переживания. Видно, что Вы стараетесь и внимательно изучаете, и стараетесь жить по заповедям Божьим. Но в конкретном данном случае Вы неправы по многим причинам.
Прежде всего, когда мы говорим о Евхаристии, мы не говорим о символе, мы говорим совершенно о другой категории. Если в протестантской церкви Евхаристия символизирует, напоминает ту Тайную вечерю, которая была совершена Господом в прощальный вечер перед страданиями и распятием, то Православная Церковь совершенно по-другому смотрит на этот момент.
Совершая Евхаристию, мы не говорим о символах, мы говорим о том, что вино и хлеб таинственным, но реальным образом превращаются в Кровь и Тело Господа. Поэтому, когда мы подходим к Чаше, то мы вкушаем под видом вина и хлеба — Тело и Кровь Господа.
Это — тайна веры. Это нельзя объяснить. Здесь действуют совершенно иные духовные законы. Если вы подходите к Чаше и считаете, что вы причащаетесь не Телу и Крови Господа нашего Иисуса Христа, а вкушаете обычный хлеб и вино, то вам нельзя причащаться. Значит, вы не веруете в Таинство — а вера является обязательным условием причастия. Мы можем сомневаться, наша вера может быть слабой, но верить — необходимо.
Во-вторых, вы не правы в отношении употребления вина. Традиция Церкви существует уже две тысячи лет, и Церковь знает разницу между вином и виноградным соком. Если вспомнить Ноя, нашего праотца — он не знал свойств вина, вкусил больше, чем надо, и опьянел. В Писании говорится именно о вине: «вино веселит сердце человека» (Пс. 103:15). Виноградный сок не дает такого действия.
Да, злоупотребление вином — это грех, как и любое злоупотребление. Даже утренняя гимнастика, если ею заниматься по 5–6 часов в день без меры, может повредить здоровью. Так и с вином — в умеренном количестве оно не вредно, особенно в количестве, в котором его вкушают в Таинстве Причастия. Церковь всегда употребляла алкогольное вино — в строго определенных объемах и по установленному уставу.
В-третьих, если человек ставит во главу угла свое знание, свои рассуждения, считая себя мудрее Церкви, он неизбежно ошибется. Правильный путь — смиренно склонить голову перед Преданием Церкви, перед ее двухтысячелетним опытом. Только так мы можем правильно понимать и принимать то, что даётся нам как спасительное.
Смирение — основа духовного понимания и роста. Без смирения даже самые усердные интеллектуальные усилия приведут не к истине, а к вреду. Все приведённые вами цитаты — правильны, но нельзя выдёргивать их из контекста всей церковной полноты учения.
Божией помощи вам в изучении Писания и, главное, в смиренном и здравом отношении к традиции Православной Церкви. Благодарим за ваш искренний вопрос.