Задать вопрос
Вернуться назад

Почему на Причастие мы принимаем вино, если в Библии описан виноградный сок?

Андрей
13 июл 2025
126
Почему на Причастие мы принимаем вино, если в Библии описан виноградный сок?
Здравствуйте!
Пожалуйста, если возможно, ответьте мне на вопрос:  «Причастие (Евхаристия) – это памятное празднование христианами времени и события страданий, смерти и воскресения Иисуса Христа. Хлеб и вино, которые принимают христиане, символизируют Тело и Кровь Господа. Во время Тайной Вечери Иисус дал собственное объяснение символам пасхального ужина.» Наверное, нет смысла сомневаться в этом. Есть только вопрос, который очевиден: На протяжении уже многих веков большинство конфессий христианской церкви причащаются красным вином, чаще всего Кагором, содержащим 16% алкоголя (спирта). Алкоголь – вреден для здоровья даже в малых дозах, он разрушает клетки мозга и половые клетки, и поэтому даже у родителей, пьющих пиво, рождаются дети с разными отклонениями – слепые, глухие, недоразвитые… Библия осуждает пьянство. В этом можно убедится, прочитав об этом во многих местах Ветхого Завета:
(В.З., Притчи 23:29-32), (В.З., Притчи 20:1),  (В.З., Книга пророка Исайи 5:22-23) Во многих случаях под словом «вино» в Библии упоминается именно безалкогольный виноградный сок, а не алкогольное вино. Например, в Бытие мы читаем, что виночерпий подавал фараону Египта свежевыжатый виноградный сок, а не алкогольное вино: (Бытие 40:9-11). Таким образом, слово «вино» в Библии подразумевает свежевыжатый виноградный сок, который не содержит алкоголя! Очевидно, что Иисус Христос подавал Своим ученикам в пасхальную ночь пресный без дрожжевой хлеб и пресный без дрожжевой виноградный сок. Свежевыжатый виноградный сок символизирует Кровь Христа, пролитую за наши грехи, а преломление хлеба символизирует Его Тело, распятое за наши грехи… Алкоголь и закваска всегда в Библии символизирует именно грех и распутство…
(Н.З., 1 Коринфянам 5:8)

Разве корректно сравнивать Кровь Христа, которая была пролита, чтобы даровать христианам жизнь вечную, не содержавшую алкоголя, с вином, содержащим алкоголь? Мог ли Иисус Христос своих учеников поить тем, что вредно и безнравственно? Грех и распутство не сопоставимы с любовью. Иисус Христос проповедовал любовь.  Бог есть любовь! Это вопрос здравого смысла…

Пожалуйста, объясните мне, подробнее – буду очень Вам признателен!

С уважением к Вам – Андрей.

Аудио ответ
Ответы монахов
Ответ Иеромонаха Григория (Матрусова)

Уважаемый Андрей, здравствуйте! Спасибо за Ваш вопрос, Ваши переживания. Видно, что Вы стараетесь и внимательно изучаете, и стараетесь жить по заповедям Божьим. Но в конкретном данном случае Вы неправы по многим причинам.

Прежде всего, когда мы говорим о Евхаристии, мы не говорим о символе, мы говорим совершенно о другой категории. Если в протестантской церкви Евхаристия символизирует, напоминает ту Тайную вечерю, которая была совершена Господом в прощальный вечер перед страданиями и распятием, то Православная Церковь совершенно по-другому смотрит на этот момент.

Совершая Евхаристию, мы не говорим о символах, мы говорим о том, что вино и хлеб таинственным, но реальным образом превращаются в Кровь и Тело Господа. Поэтому, когда мы подходим к Чаше, то мы вкушаем под видом вина и хлеба — Тело и Кровь Господа.

Это — тайна веры. Это нельзя объяснить. Здесь действуют совершенно иные духовные законы. Если вы подходите к Чаше и считаете, что вы причащаетесь не Телу и Крови Господа нашего Иисуса Христа, а вкушаете обычный хлеб и вино, то вам нельзя причащаться. Значит, вы не веруете в Таинство — а вера является обязательным условием причастия. Мы можем сомневаться, наша вера может быть слабой, но верить — необходимо.

Во-вторых, вы не правы в отношении употребления вина. Традиция Церкви существует уже две тысячи лет, и Церковь знает разницу между вином и виноградным соком. Если вспомнить Ноя, нашего праотца — он не знал свойств вина, вкусил больше, чем надо, и опьянел. В Писании говорится именно о вине: «вино веселит сердце человека» (Пс. 103:15). Виноградный сок не дает такого действия.

Да, злоупотребление вином — это грех, как и любое злоупотребление. Даже утренняя гимнастика, если ею заниматься по 5–6 часов в день без меры, может повредить здоровью. Так и с вином — в умеренном количестве оно не вредно, особенно в количестве, в котором его вкушают в Таинстве Причастия. Церковь всегда употребляла алкогольное вино — в строго определенных объемах и по установленному уставу.

В-третьих, если человек ставит во главу угла свое знание, свои рассуждения, считая себя мудрее Церкви, он неизбежно ошибется. Правильный путь — смиренно склонить голову перед Преданием Церкви, перед ее двухтысячелетним опытом. Только так мы можем правильно понимать и принимать то, что даётся нам как спасительное.

Смирение — основа духовного понимания и роста. Без смирения даже самые усердные интеллектуальные усилия приведут не к истине, а к вреду. Все приведённые вами цитаты — правильны, но нельзя выдёргивать их из контекста всей церковной полноты учения.

Божией помощи вам в изучении Писания и, главное, в смиренном и здравом отношении к традиции Православной Церкви. Благодарим за ваш искренний вопрос.

Вернуться назад
Поиск по сайту