
Игумена Иннокентия

Вы пишете о ревности как о страсти, которая не оставляет Вас многие годы, несмотря на исповедь, молитву и усилия Вашей души. Поверьте, Вы не одиноки. Многие, даже искренне верующие и любящие Бога, испытывают подобные душевные бури. Но Церковь знает путь к свободе, и он, хоть и непрост, ведёт к подлинному миру и любви.
Ревность — это страсть сложная. В её корне часто лежит не только недоверие к ближнему, но и неуверенность в себе, в своей ценности и в Божьем Промысле. Прежде всего, ревность — это страдание от страха потерять, от желания удержать любовь или внимание, но удержать не любовью, а силой страха и контроля. А это — путь, который не ведёт к миру, ни душевному, ни духовному.
Источниками этой страсти также могут быть различные страхи, а страх — это противоположность любви, и об этом свидетельствует Священное Писание. Так, апостол Иоанн учит: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4:18). То есть, чем больше в нас любви Христовой, тем меньше в нас страха, и тем слабее становятся его порождения — в том числе ревность.
Кроме просто борьбы со страстью, есть ещё один путь — научиться другой, не эгоцентричной любви, которая не ищет своего, а той, что, по словам апостола Павла: «долготерпит, милосердствует… не завидует… не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине;
всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1 Кор. 13).
Что же можно делать на этом пути, кроме исповеди и причастия (которые, конечно же, должны оставаться основой нашей духовной жизни)?
Молитва за ближнего.
Когда в сердце возникает ревность, важно не увлекаться этими мыслями, а тотчас молиться за того, к кому она обращена: «Господи, спаси и сохрани раба Твоего (рабу Твою) и помилуй мя, грешного (грешную)». Такая молитва со временем обрезает корни страсти, заменяя страхи и обиды пониманием и любовью.
Постоянное напоминание себе: любовь — это дар, а не право.
Мы не можем «владеть» другим человеком. И хотя супруги едины, нужно помнить, что каждый из них прежде всего принадлежит Богу.
Позвольте также заметить: если ревность обостряется без видимого повода, это может быть голос внутренней раны, которая нуждается в исцелении не только духовно, но и душевно. Будет правильно обратиться не только к опытному духовнику, но и, возможно, к православному психологу, чтобы разобраться в тех возможных глубинных травмах, которые поддерживают эту страсть. Иногда душа носит в себе многолетние травмы — чувства покинутости, обиды, страха быть отвергнутым — и тогда ревность становится «языком боли», которую мы ещё не научились в себе распознавать.
Но — с Божией помощью всё преодолевается. Главное — не унывать и не считать, что Ваши попытки преодолеть страсть не приносят плодов. Даже если ревность снова овладевает Вами, но Вы вновь выносите её на исповедь, не соглашаетесь с ней, продолжаете молиться и стремиться к любви — значит, душа уже борется, и это уже победа.
Ревность — один из самых древних грехов, ибо «завистию диавола вошла в мир смерть» (Прем. 2:24), и поэтому с этой древней страстью так сложно бороться. Потому путь избавления от ревности столь сложен.
Да укрепит Вас Господь на этом трудном пути. Помните, что Он видит не только то, что мы делаем, но и то, к чему стремимся, и за это даёт утешение.