Иеромонаха Григория (Матрусова)
Здравствуйте. Вопрос. Бабушка умерла от кровотечения, когда пыталась сделать аборт, выпив какое-то средство. Вы её не поминали в записках, а тут засомневались. Ну, наверное, здесь вопрос по тому, что вы говорите, он очевиден. И очевидно, она не хотела умереть. Да, вот поэтому, конечно, её самоубийцей записывать не надо и нельзя. Вот, к сожалению, классификация другая: она пыталась совершить убийство — аборт. Вот. Но за самоубийц Церковь не может молиться, потому что мы это знаем по каким причинам: потому что человек сам себя отделяет от молитвы, от желания быть с Богом.
При этом за убийц любых Церковь молится, и наша, наоборот, обязанность, особенно если близкие люди попали в такую ситуацию, то мы должны молиться. И вот этот грех, к сожалению, аборт, он очень тяжёлый и очень распространённый. Вот поэтому, безусловно, на мой взгляд, надо за бабушку молиться, поминать её. Надо изменить такое восприятие её фигуры, скажем так, трагическое. Молитесь, и Господь её простит и за то вольное, и за невольное, что она сделала. Помоги вам Господи, Божией помощи.
Да, и то, что вы спрашиваете: упоминать своих родных, друзей, знакомых, живых, усопших… Правильно ли дома можно ли делать, если они не всегда верующие, крещёные? Безусловно! В домашней молитве мы молимся за всех, и крещёных, и некрещёных. Наоборот, молимся более усердно за некрещёных, если живы, чтобы они крестились. И Церковь молится за оглашенных, это некрещёные люди, которые хотят быть крещёнными, но ещё не крещены. Поэтому Церковь знает молитву за некрещёных. На проскомидии, на литургии мы не молимся, потому что это уже внутридоцерковная молитва за членов Церкви.
Но Церковь молится за всех, кто вне Церкви, чтобы они пришли в познание истины. Поэтому то, что вы молитесь, тем более, если они умерли, тем более им нужна наша помощь и молитвенная поддержка. Поэтому надо молиться. И в храме можно ставить свечки, поминать всех. Неправильное восприятие, что нельзя поминать всех и грехами будешь потом испытан, нет. Дело в том, что, конечно, когда мы молимся за людей, за наших близких, усопших, живых, это ответственность и подвиг. И надо быть готовым к испытаниям, не потому, что мы будем испытаны грехами, а потому что враг не любит этого, враг рода человеческого не любит, когда мы проявляем дела милости через молитву, и он на нас ополчается.
А наоборот, Господь нам говорит, апостол говорит: «молитесь друг за друга». Это какие бы грехи ни были. Да, мы не молимся за самоубийц, потому что это другая категория, и такая молитва не всем под силу и без благословения её делать не надо. А за близких, за друзей, за знакомых, обязательно. Поэтому молитвы не надо бояться. Надо молиться. И какие бы ни были испытания, наоборот, это показатель того, что мы правильно делаем, если враг на нас ополчается. Это хороший показатель: значит, молитва хорошая.
Господь прямо говорит: «нет больше той любви, кто положит душу свою за други своя», за друзей своих. И вот молитва, даже связанная с опасностью, это жертва, готовность пострадать за доброе, за хорошее дело. Не смущайтесь, молитесь, поминайте.
Божья помощь вам. Господи, помоги.