Иеромонаха Григория (Матрусова)
Здравствуйте! Господи, благослови! У вас два вопроса. Можно ли заказать требы в церкви и в монастыре, если храм и монастырь находятся в другом городе? Безусловно, нет никакой разницы, где вы заказываете сорокоуст. То, что у вас — вы заказали в своём городе, и вам потом приснился яркий хороший сон, и вы почувствовали, что не зря это сделали, а потом другого такого же эффекта не испытали в далёком монастыре, это такая вещь, совершенно не имеющая отношения к делу. Вот можете проверить: я думаю, если вы ещё раз закажете в своём городе, совершенно необязательно, что у вас будут какие-то ощущения.
Надо понимать смысл. Смысл не в том, чтобы нам приснился какой-то сон, хороший или плохой, или что-то мы увидели. А смысл в том, что была вознесена молитва за вашу маму. Где она будет вознесена, близко от места захоронения или далеко, за пять километров или за тысячи километров, это никакого значения не имеет. Вопрос в том, каким образом она возносится. Если она от сердца возносится, то неважно, в каком месте, на каком расстоянии. Это очень важно понимать. Духовное пространство не имеет километража. А наши какие-то субъективные ощущения, они изменчивы, и на них опираться не стоит.
Вот надо смотреть на суть вещей. Второй вопрос ваш — насчёт вечного упоминания: именной кирпичик или неусыпаемый Псалтырь. У нас в Церкви есть такие два-три образа поминовения. Самый распространённый и самый важный — это когда имена наших близких поминаются на Литургии. Это бывает поминовение сорок дней, один год, полгода, разовое поминовение. Это большое и великое дело для наших близких, усопших или родных.
Вечное поминовение, конечно, это такое, скажем, условное обозначение, потому что мы не можем, ни один человек не может гарантировать, что имена будут вечно поминаться. В том смысле, что даже при самом хорошем нашем настрое, жизнь настолько изменчива, что, к сожалению, происходят катаклизмы в нашей жизни. И бывает, как мы знаем из истории, и храмы закрываются, и события разные случаются, которые могут воспрепятствовать этому вечному поминовению. Тем не менее сам принцип говорит о том, что если вы в каком-то храме подали на вечное поминовение, то в этом храме за каждой Божественной литургией это имя должно поминаться.
Именной кирпичик — принцип тот же самый. Но здесь надо смотреть и уточнять, потому что именной кирпичик может быть просто вашим символическим вкладом в постройку храма. Это как жертва Богу. И Господь уже видит ваше доброе, благое расположение. Ваша жертва принимается, вы вносите свой реальный вклад, и он символически остаётся запечатлённым вашим именем на кирпичике. Но может быть вариант, что при покупке этого именного кирпичика имя также заносится в помянник и оно поминается также на Литургии. Тогда фактически разницы нет: разница только в том, что, кроме поминовения, вы ещё и становитесь сопричастником, соучастником доброго дела — постройки храма.
А насчёт вечного неусыпаемого Псалтыря — это, конечно, вещь более редкая, возможна в основном в монастырских условиях, где есть достаточно братьев или сестёр, способных в течение суток читать Псалтырь. Это встречается гораздо реже, но это тоже замечательная практика, когда чтение Псалтыря чередуется с воспоминанием имён. Это тоже великое утешение. И надо понимать: любая молитва за наших близких является для них большой пользой и утешением. Можно комбинировать разные формы, можно что-то одно выбирать. Смысл принципиально не меняется: любая молитва — это благо для наших близких.
Поэтому, Максим, помоги вам Господи. Любое поминовение ничем не хуже, чем другое поминовение. Главное — понимать, что это вещи неформальные и вопрос нашего расположения, нашего усердия. Если мы это делаем от сердца, Господь принимает. Если мы делаем формально, механически, то уже страдает наше дело.
Помоги вам Господи.