Иеромонаха Григория (Матрусова)
Здравствуйте! Господи, благослови!
Да, очень такой актуальный вопрос — почему Господь не ограждает невинных людей, детей, животных от злобы других людей? И, конечно, ответ, что Бог дал каждому свободу и волю, не препятствует ничему, на мой взгляд, это такой неполный ответ.
Это объясняет, почему происходит с одной стороны, да, объясняет злобу одних людей, но не объясняет беззащитность других. Поэтому, на мой взгляд, такой ответ, он, конечно, вряд ли может удовлетворить вполне. Почему Бог не даёт никакой защиты тем, кто ни в чём не виноват?
Вот вы немножко неправильно говорите, что Он создан из любви и света. Бог не создан, Бог вечен, и Он не «создан из любви и света», Он является Любовью и Светом.
И, конечно, здесь два момента основных. Во-первых, не нам судить, как Господь видит. Господь всё знает, и мы своей маленькой логикой, своим маленьким умом вряд ли когда-то сможем постичь непостижимость Божию, тайну Его Любви, тайну Его Всемогущества и тайну Его Непостижимости.
Посмотрите на небо в звёздный день и попробуйте осознать, то бесконечна ли наша Вселенная, или нет, крайна ли или бескрайна? Уже наша голова остановится, не сможет осилить такой «простенький» вопрос. А если мы говорим о Боге, лучше не дерзать говорить таким языком, потому что Господь выше и далеко за пределами нашего постижения и логики.
Но, тем не менее, ответ, безусловно, есть. Он есть Любовь. Откуда тогда злоба, ненависть и способность причинить другим боль?
С одной стороны, Господь — Любовь, и нас создаёт в основном добрыми. Маленькие дети, в основном, они добрые. С другой стороны, уже передаётся по наследству, закладываются некоторые аспекты недоброжелательности. И мы находим объяснение: православная традиция говорит, что первым зло в мир принёс не человек, а дьявол, который через свою гордыню отпал.
И тут тоже таинственный вопрос, ведь прямой злобы в действиях дьявола изначально не было. Он просто возгордился. Он сказал: «Я хочу быть, как Бог». Это была гордыня, которая потом исказила всё существо дьявола. И дьявол вмешался в историю человеческого рода, через грехопадение Адама и Евы. Через это грехопадение пошло, как если бы в источник чистой воды положить яд, весь источник отравится, так и у нас произошло.
Теперь возвращаясь к сути вашего вопроса — как это можно объяснить и оправдать?
Дело в том, что мы живём здесь ограниченное время, а суд и справедливость будет после нашей смерти, в день Страшного суда. Мы живём временно, но созданы для вечности.
Простой пример: святые мученики, они страдали за Христа, но будут вечно блаженствовать. Маленькие дети, которые пострадали от страшных людей, они претерпели временные страдания. Для нас это кажется абсолютной несправедливостью, но Господь воздаст: и тем, кто совершал преступления — бесконечными муками, а пострадавшим — бесконечным блаженством.
Поэтому здесь не стоит даже на секунду сомневаться в справедливости Бога. Он праведный Судия. Он не только любит, но и воздаёт. Нам в жизни надо бояться не только забыть, что Бог любит, но и помнить, что Он может наказать за грехи. Мы должны стремиться жить свято.
Нас это тревожит, да. Но Господь говорит: «Мне отмщение, и Аз воздам». Господь говорит: «Не переживайте, Я всё воздам каждому по заслугам». Придёт своё время.
Эта жизнь пролетает очень кратко. А бесконечная жизнь будет вечной. Люди, которые сознательно причиняли зло, получат воздаяние, и так, что им не позавидуешь. Поэтому не надо думать, что Бог несправедлив. А те, кто пострадал несправедливо, будут у Господа утешены особым образом, и справедливость будет восстановлена. Поэтому не переживайте. Ходите в храм.
Нам надо переживать о своих грехах. Если мы будем ходить в храм, молиться, исповедоваться, многие вещи станут понятнее, потому что одной человеческой логики недостаточно, чтобы всё это осмыслить.
Помоги вам Господи. Читайте Евангелие, причащайтесь, молитесь. Тогда многое откроется и станет ясным, и не только умом, но и духовно. Божьей вам помощи!