Задать вопрос
Вернуться назад

Имеет ли право священнослужитель без объяснения причин отстранять от прихода, и уж тем более от служения в воскресной школе?

Ольга
11 дек 2025
105
Имеет ли право священнослужитель без объяснения причин отстранять от прихода, и уж тем более от служения в воскресной школе?
Ваше Высокопреподобие! Прошу Вашего молитвенного поминовения и духовного совета в сложной ситуации, сложившейся вокруг моей деятельности в храме. Некоторое время назад без объяснения причин я была отстранена от служения и участия в жизни прихода. Особенно остро переживаю потерю возможности заниматься воспитательной работой с детьми в воскресной школе — делом, которое было для меня глубоко значимым и радостным.
Мои попытки выяснить причины такого решения остаются безответными, изменилось и общее отношение ко мне со стороны некоторых членов общины и священнослужителя. Это обстоятельство приносит немало душевных переживаний и вызывает чувство недоумения и несправедливости.

Хотелось бы услышать Ваше мудрое слово и пастырские наставления относительно моего дальнейшего поведения и отношения к произошедшему. Имеет ли право священнослужитель без объяснения причин отстранять от прихода, и уж тем более от работы в ВШ?  Прошу также молитвенно поддержать меня в трудное время испытания верности своему призванию и послушания Церкви Божией. Да сохранит Господь Церковь Свою во святости и мире! Буду искренне благодарна за внимание и поддержку.Во Христе, Ольга.
Аудио ответ
Ответы монахов
Ответ Иеромонаха Григория (Матрусова)

Здравствуйте, Ольга. Господи, благослови.

Да, ситуация неприятная. Видимо, вы много лет трудились в храме и работали с детьми в воскресной школе, и вот вас отстраняют. И непонятно почему.

И ваш вопрос, имеет ли право священнослужитель без объяснений причин отстранить от прихода, уж тем более от работы в воскресной школе? Но вот какой ответ, на наш взгляд.

Вопрос в том, что имеет право или нет, да, наверное, имеет право. Священник, будучи ответственным за всё, что происходит на храме, по каким-то причинам, ему известным, может быть даже никому больше неизвестным, принимает решения. И поскольку именно священник несёт ответственность перед священноначалием, перед Богом и перед людьми за всё, что происходит в храме, он может принимать определённые решения. Они могут быть не всегда популярными, не всегда приятными, не всегда понятными.

Имеет ли право отстранять без объяснения? Наверное, тоже, без объяснения, имеет право.

Должен ли так поступать? Может ли, с точки зрения, я бы сказал, не только христианской, но и человеческой морали, на мой взгляд, это неправильно. Если человек много лет трудится в храме, то какие-то объяснения, как-то поговорить, сказать, объяснить, причины могут быть разные, но всё-таки, как-то, на мой взгляд, неправильно так поступатьИметь право — это одно дело, а поступать по любви, по-человечески, это другое. Поэтому здесь, наверное, что можно сказать, и в утешение, и в объяснение.

Дело в том, что первое и самое главное: вы, как человек, много лет проведший в храме, должны понимать, что Господь всё управляет, а люди лишь инструменты.

И возьмём, скажем, пример святителя Иоанна Златоуста, который был архиепископом Царствующего Града, был архиепископом Константинопольским, и его, по клевете, ссылают: первый раз — в ссылку, второй раз — в ссылку, здоровье его надрывается. Он был блестящим, любимым проповедником, а его отсылают. Козни, интриги и так далее… Что святитель Иоанн Златоуст говорит? — «Слава Богу за всё». Вот это один из тех многих примеров, которыми должны мы руководствоваться.

Что бы с нами ни произошло, поняли ли мы почему или непонятно по какой причине, нравится нам это или неприятно, мы должны сказать: «Господи, да будет воля Твоя. Господи, благодарю Тебя».

И уже если священник поступил неправильно, не по справедливости, это его дело, и он будет отвечать за это перед Богом. А вы будете отвечать за себя: если вы поступали правильно, по совести, приносили пользу, вы должны быть, прежде всего, благодарны Богу, что был такой период, и вы могли трудиться в храме, помогать деткам и приносить пользу.

То, что вас сейчас отстранили, ну, может быть, были какие-то причины, справедливые или несправедливые, это по сути ничего не меняетЛюбые испытания такого рода Господь нам посылает, чтобы мы прошли небольшую проверочку: наше смирение, наше терпение, наше упование на Промысл Божий, наша способность благодарить Бога в испытаниях — это самое важное. Если у нас не будет в жизни испытаний на терпение, на справедливость, на несправедливость, то мы с места сдвинуться в духовной жизни вряд ли сможем.

Часто мы думаем, что у нас всё благополучно, хорошо, мы продвигаемся, но стоит нас немного задеть, справедливо или несправедливо, оказывается, что мы обижаемся на весь мир, особенно на тех, кто нам это сделал, причинил. Поэтому ни в коем случае не надо переживать, но переживать по-человечески, можно, конечно. Это естественный процесс. Но при этом надо сказать: «Господи, благодарю Тебя. Да будет воля Твоя. Господи, слава Тебе».

Вот молитва Оптинских старцев — совершенно замечательная молитва, которую, на мой взгляд, каждый человек должен читать. В ней сказано: «Господи, не дай мне забыть, что всё неспослано Тобой».

Если мы остановимся на этом факте, на этой мысли, мы, верующие люди, ходящие много лет в храм — то следующим нашим словом должно быть: «Господи, благодарю Тебя за всё: за всё, что со мной было, есть и будет. Ибо я твёрдо верю, что всё, что происходило, происходит и будет происходить по верению себя воле Божией, это мне на пользу»Это самое важное.

А дальше, конечно, и внимание, и поддержка. Мы вам искренне сочувствуем, поддерживаем и молимся, Ольга, за вас. У вас пример, ваша покровительница, равноапостольная Ольга. У неё в жизни тоже было много разных испытаний. 

А ещё, последнее: если, где вы живёте, есть не один храм, то вы можете спокойно, с чистой совестью пойти в другой храм, предложить свои услуги, помощь в качестве педагога или сотрудника храма. Если вдруг это нигде не будет востребовано, значит, Господь даёт вам возможность сосредоточиться на молитве. Потому что, когда мы трудимся в храме, обычно наша молитва бывает чуть более отвлечённой, поскольку нам приходится заботиться о том, о сём.

И если такой востребованности вашей помощи на данный момент нет, надо порадоваться:
«Господи, значит, я потрудился. Значит, на данном этапе своё дело сделал»Сосредоточьтесь на духовной жизни, на молитве, и радуйтесь, радуйтесь каждому новому дню, по слову апостола: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите»Аминь. 

Божья помощь вам, Ольга. Помоги Господи. Не переживайте.

Вернуться назад
Поиск по сайту