Иеромонаха Григория (Матрусова)
Здравствуйте. Господи, благослови. Откуда взялся образ Спасителя? Да, Господь наш Иисус Христос изображается на распятиях и на иконах. Вот. А вам, насколько известно, первые христиане и апостолы никаких изображений не делали. Ну, что можно сказать на это? Есть несколько аспектов.
Во-первых, как раз напротив, церковная традиция, и вы можете почитать об этом в истории, у святителя Евсевия Кесарийского, как раз говорит об обратном: сам Спаситель, когда к Нему обратился царь Авгарь, повествуется, что художник не смог изобразить Спасителя, но Христос Сам приложил некоторый плат, на котором отобразился Его образ. Он был потом послан царю Авгарю, который управлял народами, как говорит об этом Евсевий Кесарийский, по ту сторону Ефрата, и потом он исцелился. Поэтому церковная традиция знает изображение Христа от лица Самого Спасителя. Более того, традиция церковная, православная, хранит предание о том, что апостол и евангелист Лука, который был врачом и художником, сам изобразил Божию Матерь, и эти изображения потом дошли до нас.
Вот, наша традиция Владимирской иконы Божьей Матери говорит как раз о том, что история Владимирской иконы Божьей Матери традиционно связывается с именем апостола и евангелиста Луки, и не только она. Поэтому у нас есть основания считать, что изображения были изначально.
Более того, опять же скажем: по сути, вторая заповедь Моисеева закона говорит не просто о запрете изображений, а прежде всего о запрете поклонения образам как самостоятельным объектам, то есть тем, что называется идолами. И когда мы говорим про иконы, речь как раз идёт не о поклонении самим иконам, не о поклонении доскам, а о том, что почитая изображение, мы поклоняемся не изображению, а Первообразу — Самому Спасителю и Божьей Матери.
И ещё нужно заметить, что икона не является фотографическим изображением. Это не картина, это совершенно другой тип изображения, со своими духовными правилами. Ни у одного иконописца нет стремления к буквальной передаче физических черт человека, наоборот задача уйти от этого, потому что изображаются уже святые, находящиеся в другом измерении, в иной, духовной плоскости. Поэтому в иконографии существуют свои законы, и никто не стремится к фотографической точности, даже изображая тех людей, чьи фотографии сохранились, святых наших дней. Поэтому вы не совсем верно понимаете вопрос. Вопрос ваш по сути хороший, но объяснение вот такое.
Если вы верующий православный человек, то не нужно смущаться, а нужно прибегать с верой к святым изображениям. И если вы будете с верой прибегать, то несомненно получите большую помощь. В противном случае, конечно, вам будет тяжело. Скепсис, основанный на гордыне, мешает нашему продвижению в духовной жизни. Поэтому помоги вам, Господи, разобраться в этой теме. Много написано, есть книги, глубокие исследования и рассуждения святых отцов. Достаточно посмотреть вопрос иконоборческой ереси: в Церкви был период, когда была борьба с иконами, из-за того что было искажение в их почитании. Такое тоже было. Но в итоге Церковь нашла и сформулировала правила и принципы иконопочитания, как изображений, так и поклонения святым образам Спасителя, Божьей Матери и всех святых.
Помоги вам, Господи, в этом разобраться и получать духовную пользу.