Иеромонаха Григория (Матрусова)
Здравствуйте! Ваш вопрос. Когда молитесь дома, иногда кланяетесь, иногда нет. Обязательно ли это делать? Или только в храме кланяться и креститься?
Безусловно, крестное знамение имеет большую силу, и это не просто какой-то символ, не просто дань привычки или дань какой-то традиции. Это реальное наше духовное оружие, поэтому мы крестное знамение накладываем регулярно. Обычно это делается в начале молитвы, когда мы начинаем молиться во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. В конце каждой молитвы, чаще всего утренней, вечерней молитвы, в конце каждой молитвы есть такие заключительные словословные слова с призыванием имени Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого. Тоже мы в этом случае обычно крестимся, кланяемся на словах: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».
То есть такая традиция есть. Когда мы читаем Евангелие, например, уже другая ситуация. Мы в начале, может быть, перед началом чтения Евангелия, можем перекреститься, поклониться, а уже чтение Евангелия, собственно, не сопровождается крестным знамением и поклонами.
Отдельно поклоны, вот такая особая традиция, это когда у нас Великий пост, мы стараемся совершать поклоны с молитвой Ефрема Сирина. И, собственно, крестное знамение, земные поклоны, такая тоже очень, скажем так, сильная духовная практика. Если на это есть силы, то это замечательно. А то, что вы спрашиваете: можно ли? Обязательно или нет? Нет, это не обязательно.
Дело в том, что, собственно, в храме мы уже подстраиваемся под ритм общей молитвы, а дома мы уже учимся сами молиться и, скажем так, у каждого человека, в силу его способностей, молитвенного опыта, может складываться своя практика, которая может частично отличаться от общей практики, такой общей молитвы. Человек сам находит и ритм, и ту форму, которая ему ближе. Главным результатом должно быть то, что, когда мы молимся, мы стараемся не отвлекаться, мы сосредотачиваемся.
Главный наш ум должен следить молитвой, входить вот в те смыслы и содержание тех молитв, которые мы читаем. И если нас по какой-то причине крестное знамение и поклоны могут отвлекать, тогда да, мы можем сокращать количество крестных знамений, которые накладываем. А если речь идёт, условно говоря, об Иисусовой молитве, то, насколько мне представляется, в принципе, вот уже Иисусова молитва не сопровождается поклонами. То есть вначале, может быть, перед тем, как начать совершать молитву, мы совершаем крестное знамение, и в конце можно, вот. А в течение, собственно, этой молитвы, сколько бы мы ни совершали 10, 15, 20 минут, да, мы просто внимательно молимся: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, помилуй меня грешного (грешную)».
Вот. Если мы совершаем чтение Акафиста, то тоже обычно в конце каждого икоса, когда идут слова, скажем: «Радуйся, Невеста Неневестная», в конце Акафиста Богородицы или Акафиста Иисусу Сладчайшему: «Иисусе Сладчайший, спаси мя», вот, и да, тогда мы вот обычно тоже совершаем крестное знамение. Но это не является обязательным. Здесь уже надо почувствовать, какой ритм и какая форма нам индивидуально ближе, с учётом того результата: что нам позволяет сконцентрироваться на словах молитвы или, наоборот, нас отвлекает. Но обычно крестное знамение и поклоны каким-то образом нас, как раз, может быть, организуют больше, нежели отвлекают. Вот. Поэтому помоги вам Господи, да, и переживать не надо.
Главное условие молитвы — чтобы наше сердце было расположено к Богу. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», — как говорится по словам псалмопевца. То есть смиренное, сокрушённое, такое сердце с умилением, с сокрушением, с вниманием к Богу, вот то, что от нас требует Господь. Точнее, не то, что требует, а то, что нам необходимо, чтобы иметь тот и результат, и иметь ту степень контакта с небом, чтобы наш душевный взор проникал на небо. То, это наше сердечное расположение, это самое важное.
А внешняя форма, она уже вторична, но она очень помогает и организует нас. Помоги вам Господи с этим тоже потихонечку разобраться.