
Игумена Иннокентия

Прежде всего, следует помнить, что мир в семье — результат серьёзной работы над собой и отношениями между супругами. И только супругам, устремлённым к созиданию этого мира, Господь даёт Свою благодатную поддержку и помощь.
Одна из главных причин утраты мира — это гордость, эгоизм, самоугождение, стремление настоять на своём. Христос же заповедует: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим» (Мф. 11:29). А когда каждый в семье старается не превозноситься, не осуждать, а в смирении и любви видеть прежде всего свои немощи, тогда мир входит в дом.
Иногда кажется, что в семье ничего не меняется, несмотря на усилия. И тогда приходит уныние. Но вспомним, что мир — это ещё плод Духа Святого, как говорит апостол Павел: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение…» (Гал. 5:22). Этот плод зреет не сразу — он требует времени, терпения, молитвы и серьёзной работы над собой. Но труд, вложенный ради мира и любви, не останется тщетным.
Преподобный Серафим Саровский учил: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Человек, который стремится жить с Богом в гармонии, сам становится источником умиротворения для своих домашних. Даже если рядом люди бывают вспыльчивыми или упрямыми — сердце, укоренённое в молитве и тишине, уже само по себе делается оазисом мира.
Практические рекомендации к сохранению мира в семьеСемейные беседы, особенно за общим столом, помогают сохранить мир и тёплое общение.
Обед или ужин — не только приём пищи, но и возможность быть рядом, услышать друг друга, поделиться мыслями. Молчание, вызванное обидами или усталостью, отдаляет сердца.
Апостол Павел говорит: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2). Нести бремя другого — значит, в том числе, слушать и слышать его, не осуждая.Накопленные обиды отравляют даже самые чистые чувства. Если больно — не замыкайтесь, но и не говорите с гневом. Найдите мирное время и скажите с кротостью: «Мне было тяжело, когда ты сказал то-то… Я хочу, чтобы между нами была любовь».
Святые отцы учат: где есть признание боли — там путь к исцелению. Но важно говорить не в состоянии раздражения, а когда сердце хоть немного умиротворится — через молитву или уединение.Никто из супругов не совершенен. Каждый имеет свои слабости: кто-то — в быту, кто-то — в словах, у кого-то — сложный характер. Важно помнить: все мы — возлюбленные дети Божии, и о каждом у Него — особый Промысел.
Старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Настоящий брак — это такое же отречение от себя, как монашество, а по размеру ответственности ещё более серьёзное, так как отвечаешь за двоих.»
И эта ответственность велика пред Богом. Поэтому будьте милостивы к слабостям ближнего, и Господь покроет ваши недостатки.Есть прекрасная история в Отечнике. Как-то старец позвал своих учеников и показал им чистое белое полотно, на котором стояло одно маленькое чёрное пятнышко.
Старец спросил у каждого:
— Что ты видишь?
— Пятно, — ответили ученики.
И старец заплакал.
— Авва, что мы не так сказали? — удивлённо спросили ученики.
— Вот видите, — сказал старец, — вы все заметили малую тьму и совсем не увидели света.
Иногда душа человека утомляется: от работы, суеты, даже от слов. В такие моменты важно дать супругу возможность побыть в тишине, не обижаясь. Это не холод, не отвержение — это способ восстановить свои внутренние силы.
Любовь — это не только быть рядом, но и дать другому пространство, когда это нужно.
Особенно это важно в семьях с детьми, где напряжение велико: даже 15 минут тишины иногда спасают от срыва.Открытость в браке важна, но есть предел. Иногда человеку хочется вылить на ближнего всё накопившееся — раздражение, уныние, сомнения, не думая о последствиях. Но не всё, что приходит в голову, должно быть высказано.
В этом отношении есть мудрое назидание в притче о трёх ситах. Один человек пришёл к Сократу с желанием рассказать что-то «важное» о другом.
Сократ спросил его:
— Ты просеял то, что собираешься сказать, через три сита?
— Какие это сита? — удивился человек.
— Первое — правда. Ты уверен, что это правда?
— Нет, я слышал от других…
— Второе — доброта. То, что ты хочешь сказать, доброе?
— Нет, скорее наоборот…
— Третье — польза. Это принесёт пользу?
— Думаю, вряд ли…
— Тогда не говори об этом.
Так и в семье: прежде чем открыть что-то супругу, спросите себя — истинно ли это, добро ли, и будет ли от этого польза? Если нет — лучше сказать это Богу в молитве, а не человеку, которого вы любите.
Семейная жизнь — это школа любви, и каждый день в ней — новый урок. Где есть стремление к тишине, добру, прощению и молитве — там обязательно, пусть не сразу, будет и мир Христов.