Иеромонаха Григория (Матрусова)
Здравствуйте! Господи благослови! Вторая заповедь закона Моисеева в Ветхом Завете гласит не делать себе кумира, то есть: «Не делай себе кумира, никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, не поклоняйся им и не служи им». Безусловно, эта заповедь прежде всего касается Ветхого Завета, и мы знаем, что в Новом Завете многие установления Ветхого Завета были отменены, а некоторые потерпели определенные изменения.
И вот касательно второй заповеди, надо сказать, что, по сути, эта вторая заповедь, она никоим образом не отменяется, а по форме произошли некоторые, скажем таки, модификации, а именно мы знаем из традиции и из истории русской православной церкви, христианской церкви, то, что изображение святых, да у нас в церкви не изображение мертвых людей, а изображение святых людей. Надо здесь все-таки более корректно выражаться, если вы задаете вопрос, то надо соблюдать такие правила, правила принятые, да вот, и соответственно, ну это так, скажем, ремарка, чтобы мы не входили в какие-то такие ситуации неприятные.
Но уже по сути, да, мы знаем, что первое изображение… Почему, во-первых, причина была запрета? Дело в том, что было несколько грубое восприятие в Ветхом Завете у людей, и в чем оно выражалось? Люди делали изображения идолов, кумиров, и они им поклонялись, они считали, что вот эти изображения имеют сами по себе силу, что они и есть боги. И вот такое было грубое восприятие духовной реальности. Более того, нужно сказать, что человек не знал, кто такой Бог.
То есть он знал, что есть Бог-Творец, но каким образом он мог Его изобразить? Не было никакой возможности изобразить, потому что Бог не в физическом плане, в телесном виде не являлся людям, поэтому и был запрет, чтобы не было ложных изображений, несоответствующих действительности. Ни одно изображение не может соответствовать сущности Бога, который является Духом, и Его изобразить нельзя, это очевидно.
Вот это первое, поэтому был запрет на все изображения. А второе — то, что люди, когда делали изображение, они им начинали, как мы уже сказали, поклоняться, как самодостаточным идолам, богам, и приносили жертву. Это было страшное явление, и, конечно, Господь многократно это карал в Ветхом Завете. Но ситуация изменилась кардинальным образом, когда Господь Иисус Христос, второе Лицо, вторая Ипостась Святой Троицы, воплотился. И как сказано в Писании, а конкретно в Евангелии от Иоанна, в первой главе, если вы откроете, там апостол Иоанн прямо говорит: «Слово стало плотью и обитало между нами». Это является основанием, когда мы увидели Христа, Сына Божия, во плоти. Апостолы и люди видели Бога воплощенного.
Это догмат нашей православной веры. И, соответственно, уже изображение стало возможно, и мы знаем по традиции, что сам Христос брал плат и прилагал его к своему лику, лицу, и на нем отпечатлелся Его образ, и мы знаем, у нас есть изображение, так и называется, Нерукотворный образ.
Более того, по традиции христианской церкви мы знаем, что Святой Апостол Евангелист Лука делал изображение Божией Матери. Вот таким образом изменилась заповедь: по сути, она никаким образом не отменяется, по форме она изменилась. Это касательно изображения Спасителя и Богородицы, которые мы знаем с первых веков уже были. Более того, мы знаем, первые христиане также изображали символически. Они изображали, когда были гонения, чтобы сохранять свою конфиденциальность. Изображение рыбы изображало Спасителя, как первые буквы греческого алфавита, Иисус Христос, Сын Божий. Добрый Пастырь изображался. Эти изображения дошли до нас и сегодня, они находятся и в римских катакомбах, и в других местах.
Изображение святых — немножко другая история. В том плане, что мы ко всем изображениям, иконам, не относимся как к кумирам и идолам. Мы знаем, что да, это доски, на которых изображены святые люди, Господь и Богородица, и мы поклоняемся не доскам, а первообразу. Поклоняясь иконам, мы поклоняемся тем, кто на них изображён, а не самим изображениям.
Вот это принципиальный момент. И мы знаем, что уже практика нашей церковной жизни, история, показывает: эти изображения имеют большую силу. Многие иконы чудотворные. Люди приходят, но кланяются не к доске, не к краскам, а просят помощи у тех святых людей, которым Господь дал благодать помогать нам.
Можно сказать, сравнить: как вот у вас в телефоне есть изображение ваших близких, наверное, много фотографий. Но когда вы смотрите на эти фотографии, вряд ли вы думаете о пикселях или формате. Вы думаете именно о тех людях, которые изображены, а не о самих изображениях. Таким образом, то же самое происходит и у нас в Святой Церкви. Мы никаким образом не смешиваем понятия: есть изображение, а есть первообраз. Поэтому, когда мы подходим к иконам, целуем их благоговейно, мы воздаём честь тем, кто на них изображён, а не доскам или краскам. Вот так мы понимаем вторую заповедь.