игумена Гермогена
Здравствуйте, Господи, благослови. Почему при менструации женщин нельзя посещать храм?
Ну, во-первых, такого правила, насколько мне представляется, нет. Женщины могут посещать храм во время менструации. Вот это, насколько мне представляется, то, что вы вот здесь в первом вопросе формулируете, неправильно. У нас женщины приходят в храм. Другой ваш тезис, что месячные не означают грехопадение, чтобы не допускать к причастию. Это ведь совершенно разные вещи: приходить в храм и приступать к причастию. Вот. И почему у нас есть такая традиция, она довольно твёрдая, что к причастию не подходит женщина в таком состоянии.
В чём здесь причина? Причин несколько. Во-первых, это не самый сильный аргумент, но, тем не менее, это уже такая традиция, которая идёт ещё от Ветхого Завета. И это, ладно бы, но есть ещё более важные моменты.
Первое, и думаю, наверное, многие женщины согласятся со мной: когда у женщины происходят такие дни, то у женщины меняется настроение, меняется её привычный уклад, и часто она не находится в том мирном и духовном состоянии, которое является желательным или обязательным условием для соединения с Телом и Кровью Спасителя. То есть внутреннее мирное строение женщины в эти дни меняется. На мой взгляд, это такая важная особенность.
Второе, и тоже важное: дело в том, что у нас именно, собственно, отношение не к женщине как таковое, вы говорите, это, конечно, не означает грехопадение, безусловно, на мой взгляд, это не связано с этим, — просто физиологически вот это сама кровь. И она… Не в традиции Церкви, чтобы храмовое помещение, храмовое здание было соприкасаемо с кровью. Поэтому если, например, в алтаре или где-то священник поранился и у него течёт кровь, то он тоже, по правилам, не должен служить. Он должен отойти от престола, чтобы никаким образом кровь не попала ни в алтарь, ни куда-то на священные предметы, сосуды. Вот в этой связи. И поэтому и с женщиной та же самая ситуация.
Потому что в храме, если в ветхозаветном храме проливалась кровь животных, и ветхозаветный храм был местом, где было много крови в определённые периоды, именно такой живой настоящей крови, то в наших храмах приносится бескровная Жертва: Тело и Кровь Господа мы в Евхаристии через преломление хлеба и вина принимаем как Тело и Кровь Спасителя. Мы говорим бескровная Жертва. И вот поэтому никакая кровь не должна, скажем так, присутствовать рядом. Это традиция, и она обоснована, и имеет свою большую историю.
Есть другой взгляд на эти вещи, но, по моему мнению, от причастия стоило бы воздерживаться. От прикасания к иконам, вот здесь уже вопрос такой: и в разных даже поместных Церквях разная традиция. Да, в нашей традиции как бы не рекомендуется, не благословляется подходить к иконам, к святыням. Но вопрос возникает: ведь женщина носит крестик, как каждый христианин, и в эти дни мы же не снимаем крестик. Поэтому, на мой взгляд, здесь можно было бы быть… Ну, это моё личное мнение, наверное, может быть, не всеми разделяется. У нас по этому поводу нет окончательного мнения. Мне кажется, можно приходить к святыням, как и жена кровоточивая: она к Спасителю прикоснулась именно, чтобы получить исцеление.
Вот поэтому я бы воздерживался от причастия, обычно такая традиция. Она у нас уже довольно твёрдая. А вот уже, условно говоря, исповедь и подходить к святыням, это допустимо, как мне кажется. Хотя формально у нас в списке грехов есть такой: «приходили в нечистоте, прикасались к святыням». Но ведь, наверное, прежде всего речь идёт о духовной нечистоте. Телесная нечистота, она уже такая вторичная.
При этом хотелось бы, конечно, чтобы каждый из нас был чист и душой, и телом. Поэтому здесь вопрос скорее физиологический, традиционный и вопрос совести: как мы сами себя ощущаем в этот период. Мне сложнее это сказать, потому что у мужчины другие процессы и ощущения. Поэтому дело и совести, и личного восприятия: у одного человека одно восприятие, у другого, другое. Поэтому я бы, наверное, в итоге порекомендовал: если у вас есть духовник или священник, у которого вы регулярно исповедуетесь, обсудить этот вопрос с ним. Если нет, то хорошо бы, чтобы был такой человек, чтобы вы нашли тот вариант, который будет и для вас подходящим, и при этом не нарушал традицию Церкви.
Не надо переживать, не надо категорически думать. Есть разные мнения, и в Церкви, скажем так, нет такой жесткости. Наоборот, Церковь как раз и призвана к тому, чтобы людям была оказана духовная польза. Но ещё последний момент: то, что некоторые вещи мы своим умом представляем одним образом, но традиция Церкви, она не случайна. Люди, которые составляли правила, имели духовный опыт, которого часто нам не хватает. Они видели некоторые вещи духовным зрением, которые нам недоступны. Поэтому, даже если нам что-то не нравится или непонятно, неплохо смирить свою голову перед традицией Церкви. Тогда многие вопросы станут более ясны.
Помоги вам Господи. Божьей помощи.