Иеромонаха Григория (Матрусова)
Здравствуйте. Господи, благослови.
Знаете, здесь вопрос хороший, интересный. Можно разные примеры и рассуждения привести. Одно из рассуждений такое: когда, знаете, спортсмены, например, в единоборствах, чем более высокий уровень у борца, или боксёра, или, скажем, фехтовальщика, тем и соперник у него более сильный. У него уровень более высокий, он более профессионален, более способен разные техники использовать, и ему достаются более серьёзные соперники.
Можно привести такой пример и в духовной жизни. Часто, когда люди, большинство, живут, к сожалению, бездуховной жизнью, то есть не молятся, в храм не ходят, то, так или иначе, они уже находятся под влиянием, под властью врага рода человеческого. Поэтому они вольно или невольно уже в его сетях, и враг не обращает на них внимания, потому что они уже в его области. Но когда человек начинает идти к Богу, враг оказывается недоволен. Он как бы говорит: «Ты же был со мной, ты был в моей власти. Куда ты собрался?» Вот поэтому искушений и становится больше. И так было всегда. На великих подвижников он особенно озлобляется.
Не совсем верное рассуждение, что молитва, чтение правил и Причастие — это защита от искушений. Мы молимся и ходим в храм не для того, чтобы защищаться от искушений, а чтобы быть с Богом. Это цель — быть с Богом. Если поставить задачу ещё выше, то цель — обожение. Господь сходит, становится человеком, чтобы человек мог стать богом по благодати. Такое выражение есть у святителя Афанасия Великого. Поэтому мы стремимся к максимально высокой степени близости к Богу, а не к тому, чтобы уходить от искушений. И, соответственно, как вы уже сказали, на пути к этой высокой цели встречаются искушения и препятствия.
Здесь надо правильно понимать: мы ищем Царствие Божие, а не просто спасаемся от искушений. Конечно, молитва помогает преодолевать волны житейского моря, преодолевать искушения. Но не надо думать, что чем дальше мы продвигаемся и лучше молимся, тем меньше искушений. Наоборот. Бывают времена затишья, но искушения не прекращаются, они просто обретают новые формы.
Сначала это могут быть грубые искушения: например, не хочется идти в храм, хочется поспать. Потом преодолеваем: начинаем молиться. Потом раздражают коллеги, но мы молимся и находим расположение духа, когда это нас не задевает. Но и на этом искушения не заканчиваются.
Условно говоря, одним из самых тяжёлых искушений, когда человек продвигается в духовной жизни, становится гордыня, самолюбование, тщеславие. Когда человек говорит: «Я уже преодолел то-то и то-то, я уже достиг высокой степени духовной жизни», это самое большое и сложное искушение, которое можно преодолеть только с Божьей помощью.
Это очень непросто, потому что человек разумный видит, что уже живёт не как прежде. Но славные, горделивые мысли могут нивелировать великую часть наших подвигов. И это большая опасность и трудность. Поэтому нельзя думать слишком упрощённо: что если мы читаем молитвы и правила, то защищаемся от искушений. Нет. Наша цель — Царствие Божие. И мы к этому стремимся.
Вспомните книгу Иова: он был свят и праведен, и сколько страданий выпало на его долю. Господь испытывает нас. Сам Господь прошёл искушения и показал пример, как их преодолевать. Поэтому не надо смущаться. Надо радоваться, что Господь нас не забывает. Искушения, болезни, беды — всё это Господь допускает из любви, чтобы укрепить нас. В русском народе так и говорили: «Господь его посетил», когда приходили скорби. Значит, Господь про нас помнит. Мы должны это принимать и с Божьей помощью преодолевать. И всё это становится той закалкой, тем горнилом, в котором душа очищается.
Вот почему так важно иметь правильный взгляд на вещи.