
Иеродиакона Дамаскина (Матевосова)

Христос воскресе!
Позиция А. Ф. Лосева достаточно радикальна, хотя имеет аналог с отношением многих евреев к творчеству Вагнера.
Действительно, Скрябин увлекался теософией, сравнивал себя с Христом (он родился 25 декабря), считал, что своим творчеством может преобразить мир и т. п. Но это всё же не сатанизм — сатане он не поклонялся и не служил, а поклонялся самому себе как творцу. Всё это скорее крайний декаданс и глупость, чем сознательное служение злу.
Здесь, я думаю, вполне уместна уже высказанная аналогия с Вагнером. Вагнер действительно по взглядам прото-нацист; но в его музыке, в его гигантских операх-сказках ничего этого нет — они художественно положительны, во многом благородны.
Так и Скрябин. Музыка его прекрасна, а там, где она озвучивает какие-то скрябинские идеи — да, может быть, «на грани», — но эту грань не переходит, оставаясь всё же художественным творчеством.